Как платить за лифт в многоквартирном доме?

Как платить за лифт в многоквартирном доме?

ВС пояснил, когда собственники примыкающих к МКД зданий должны платить за содержание общего имущества

22 июля Верховный Суд вынес Определение № 309-ЭС21-5387 по делу № А50-179/2019 о споре между ТСЖ и собственником примыкающего к многоквартирному дому здания о плате за пользование общим имуществом МКД.

Суды посчитали, что общие инженерные сети – не основание взимать плату за содержание общедомового имущества

ООО «Гарантия» на праве собственности принадлежит нежилое административно-офисное здание общей площадью 2,5 тыс. кв. м, расположенное на земельном участке, где находится многоквартирный дом под управлением ТСЖ «Попова, 23». Договор управления между ТСЖ и обществом заключен не был.

Полагая, что принадлежащее обществу здание входит в состав единого жилого комплекса с многоквартирным домом, ТСЖ посчитало, что оно должно также нести расходы на содержание общедомового имущества. В связи с этим ТСЖ направило «Гарантии» претензию с требованием о погашении задолженности за период с июля 2017 г. по сентябрь 2018 г. в общей сумме 570 тыс. руб. Поскольку претензия была оставлена без удовлетворения, последовал иск в суд.

В сентябре 2019 г. по делу была произведена судебная экспертиза, которая заключила, что многоквартирный жилой дом и административно-офисное здание общества не имеют общих строительных конструкций, в том числе фундамента, несущих стен, плит перекрытий, иных плит, несущих колонн, ограждающих несущих конструкций, крыши, что свидетельствует об отсутствии между конструкциями объектов неразрывной физической или технологической связи.

Вместе с тем было установлено, что стороны совместно используют центральный тепловой пункт, системы водоснабжения и теплоснабжения. Система теплоснабжения и водоснабжения жилого дома используется для получения коммунальных ресурсов административным офисным зданием, что свидетельствует о наличии между инженерными системами объектов неразрывной физической или технологической связи. Иными словами, при отсоединении трубопроводов теплоснабжения и водоснабжения административного офисного здания от систем, расположенных в ЦТП, поставка ресурсов в него прекратится. Кроме того, эксперты указали, что офисное здание и МКД имеют общее помещение ЦТП, расположенное в подвале и являющееся техническим помещением. В заключении также указано, что согласно проектной документации многоквартирный жилой дом и пристроенное к нему нежилое здание запроектированы в составе одной стройки.

19 июня 2020 г. Арбитражный суд Пермского края частично удовлетворил исковые требования ТСЖ, взыскав с общества «Гарантия» 47 тыс. руб. за тепловую энергию, вывоз ТБО и опрессовку узла. Апелляционный и окружной суды оставили решение без изменений. При разрешении спора суды руководствовались положениями ст. 210 ГК РФ, ст. 36, 39, 154, 155, 158 ЖК РФ, п. 28, 30 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, а также учли разъяснения, содержащиеся в п. 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 23 июля 2009 г. № 64.

Суды отметили, что разрешение вопроса о том, относится ли конкретное помещение к общему имуществу МКД, зависит не только от технических характеристик объекта и наличия в нем инженерных коммуникаций, но и от определения назначения данного помещения – возможности использования его в самостоятельных целях или только по вспомогательному назначению. Они посчитали, что использование теплового пункта, а также прохождение инженерных коммуникаций через многоквартирный жилой дом не являются основаниями для признания нежилого здания частью многоквартирного жилого дома. Оценив результаты экспертизы, все инстанции пришли к выводу, что спорное нежилое здание, расположенное на обособленном земельном участке ответчика, не является единым объектом с многоквартирным домом, в связи с чем не имеется оснований признавать ответчика участником долевой собственности на общее имущество МКД и возлагать на него плату за содержание и текущий ремонт общего имущества.

ВС указал, что суды проигнорировали выводы экспертизы

В дальнейшем ТСЖ обратилось с кассационной жалобой в Верховный Суд РФ, в которой указало на наличие на стороне общества неосновательного обогащения в виде невнесенной платы за пользование общим имуществом МКД, в связи с чем возмещение затрат легло на собственников двух жилых домов. Судебная коллегия по экономическим спорам ВС после изучения материалов дела выявила существенные нарушения норм материального права нижестоящими инстанциями.

Ссылаясь на п. 1 ст. 290 ГК РФ и п. 1 ст. 36 ЖК РФ, Суд напомнил, что собственникам квартир и собственникам нежилых помещений в МКД принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, а также земельный участок, на котором расположен дом, с элементами озеленения и благоустройства.

Как пояснил ВС, ст. 249 ГК установлено, что каждый участник долевой собственности обязан соразмерно своей доле участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению. Согласно аналогичной норме, изложенной в п. 1 ст.158 ЖК, собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в МКД соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.

Экономколлегия отметила, что результаты экспертизы подлежали должной правовой оценке судами исходя из нормативных требований к определению состава общего имущества, которая имела важное значение для рассмотрения спора. ВС обратил внимание, что у судов имелось заключение экспертов о том, что МКД и административно-офисное здание имеют общие системы водоснабжения и теплоснабжения; ЦТП, расположенный в нежилом помещении МКД, и техподполье являются общедомовым имуществом, поскольку в них расположены вводы и проходят общедомовые инженерные сети, которые питают два жилых дома и все встроенно-пристроенные нежилые помещения, в том числе и помещения ответчика.

ВС подчеркнул, что в судебных актах отсутствуют какие-либо сведения об изменении фактически технических характеристик объекта, в том числе о переходе на самостоятельное водоснабжение, теплоснабжение, минуя ЦТП, расположенный в помещениях дома, а также их обслуживание, как и основания для изменения наименования объекта по кадастровому учету с определением спорного объекта как здания.

Высшая судебная инстанция указала, что суды сделали вывод об отсутствии у многоквартирного дома и здания, принадлежащего ответчику, общего имущества, поскольку приняли во внимание в заключении экспертов лишь выводы о присутствии отдельных элементов общего имущества, перечисленных в п. 2 Правил. ВС отметил, что нижестоящие инстанции ошибочно не дали правовую оценку обстоятельствам по делу, связанным с проектированием и возведением МКД со встроенно-пристроенным помещениями как одного строительного объекта.

ВС учел и тот факт, что ТСЖ при рассмотрении дела также указывало, что оказывает услуги по содержанию и ремонту придомовой территории общего имущества с 1999 г. и предыдущий собственник оплачивал расходы по содержанию общего имущества, в отличие от ответчика, который продолжает пользоваться благоустроенной освещаемой охраняемой территорией жилого комплекса, контейнерами для ТБО, расположенными на территории комплекса, осуществляет разгрузочно-погрузочные работы, на территорию комплекса въезжает его транспорт.

Со ссылкой на Постановление КС РФ от 29 января 2018 г. № 5-П Верховный Суд отметил, что сам факт существования и сохранность каждого из помещений в МКД обусловлены существованием и состоянием самого дома (здания), наличие права собственности на помещения в нем обусловливает и наличие права общей долевой собственности собственников этих помещений на общее имущество в таком доме, в том числе на общие нежилые помещения, несущие конструкции дома, сети и системы инженерно-технического обеспечения.

«Соответственно, не может рассматриваться как не согласующееся с конституционными предписаниями и возложение расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме не только на собственников жилых помещений в таком доме, но и на лиц, в собственности которых находятся расположенные в нем нежилые помещения и которые также заинтересованы в поддержании дома в надлежащем состоянии, а потому лица данной категории наряду с собственниками жилых помещений обязаны вносить соответствующие платежи соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество», – отмечено в определении.

Суд также обратил внимание, что согласно имеющимся в материалах дела протоколам собраний собственников помещений ответчику установлена плата за услуги содержания и ремонта общего имущества в 2,5 раза ниже, чем для других собственников нежилых помещений. В сниженный тариф не включена плата за лифты, их обслуживание и ремонт, за работу вахтеров-лифтеров, уборку подъездов и лестничных маршей, придомовой территории, тариф включает плату за содержание ЦТП, работу персонала, обслуживающего инженерные сети, работу аппарата управления товарищества. ВС пояснил, что определение такого размера платы для ответчика согласуется с подходами, изложенными в Постановлении № 5-П, и связано с опорой на конкретные характеристики соответствующих помещений и условия их использования.

Исходя из изложенного, Судебная коллегия посчитала вывод судов нижестоящих инстанций об отказе в удовлетворении требования ТСЖ о взыскании задолженности за содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома ошибочным.

Эксперты оценили выводы ВС

Адвокат КА Новосибирской области «Бойко и партнеры» Светлана Немчинова считает, что поставленная проблема, несомненно, актуальна, поскольку на сегодняшний день в России, особенно в крупных городах, возведено большое количество административных зданий, примыкающих к МКД и используемых в качестве магазинов, офисных помещений, парковок именно с такой единой системой подключения к коммунальным ресурсам, в которой МКД выступает как источник питания коммунальными ресурсами.

Светлана Немчинова отметила, что, с одной стороны, собственники административных зданий, примыкающих к МКД, не потребляют многие услуги, оказываемые управляющей компанией жителям многоквартирного дома. В связи с этим, по мнению адвоката, у них отсутствует какой-либо экономический интерес в равном несении расходов на содержание такового общего имущества.

С другой стороны, эксперт подчеркнула, что собственники МКД, за счет денежных средств которых, в том числе, были созданы, построены сети водоснабжения, несут расходы на их содержание в полном объеме, в том числе и за ту систему, которая питает коммунальными ресурсами административные здания.

По словам Светланы Немчиновой, Верховный Суд обоснованно указал, что отсутствие отдельных элементов, таких как общие строительные конструкции, фундамент, несущие стены, плиты перекрытия, ограждающие несущие конструкции, крыша и т.п., не свидетельствует о том, что данные объекты не имеют общего имущества. «Собственники должны нести расходы на содержание общего имущества при установлении вышеуказанных факторов, однако размер данных расходов может быть рассчитан дифференцированно, исходя из характера пользования собственниками данными услугами», – заключила адвокат.

Партнер «Легес Бюро» Коба Оржония считает, что рассматриваемая проблема становится актуальной именно в том случае, если собственник смежных зданий пользуется общим имуществом, но по какой-то причине решил не платить за это. «Описанная ситуация – это пример неосновательного обогащения. И если еще до проведения экспертизы позиция собственника нежилого помещения относительно расположения офисного здания на принадлежащем юридическому лицу земельном участке могла бы быть принята во внимание как обоснованная, то после получения результатов экспертизы вопрос, по моему мнению, должен трактоваться однозначно», – выразил мнение эксперт.

Коба Оржония находит позицию ВС РФ обоснованной и в полной мере соответствующей имеющимся в деле доказательствам – выводам экспертизы. Он отметил, что в случае, если за обслуживание общих систем платят только члены ТСЖ, а собственник здания только пользуется благами, а платить за это отказывается, то со стороны собственника здания возникает неосновательное обогащение. Коба Оржония обратил внимание: важным доказательством общности имущества является тот факт, что при отсоединении трубопроводов теплоснабжения и водоснабжения административного офисного здания от систем, расположенных в ЦТП, поставка ресурсов (воды, тепловой энергии) в административное офисное здание прекратится. «Таким образом, судебной экспертизой установлены неразрывная связь и факт общности коммуникаций между домом и административным зданием. Вызывает вопросы позиция судов нижестоящих инстанций, которые могли в рамках своей компетенции рассмотреть спор и принять обоснованные судебные акты», – поделился эксперт.

Как платить за лифт в многоквартирном доме?

  • О нас
  • Новости
    • 10 сентября 2021. Ключевая ставка Банка России 6,75 %
    • Супервыгодное предложение: личный кабинет и Мобильное приложение ДомОнлайн
    • 23 июля 2021. Ключевая ставка Банка России 6,5 %
    • 29 июня 2021. С 1 июля 2021 г. в Санкт-Петербурге повышаются тарифы на коммунальные услуги и содержание жилья
    • 30 апреля 2021. Как Квартал работает в мае 2021 г.?
    • 23 апреля 2021. Ключевая ставка 5,0 %
    • 16 апреля 2021. Квартал приглашает на свой Телеграм-канал
    • 26 марта 2021. Комитет по тарифам приостановил распоряжение об оплате лифта жителями первых этажей
    • 20 марта 2021. С 1 марта 2021 года первый этаж МДК оплачивает лифт
    • 20 марта 2021. 1 января 2021 года закончился мораторий на взыскание с граждан неустойки на задолженность по оплате ЖКУ и капремонта
    • 20 марта 2021. Внимание пользователей Квартала: для начисления пени за капремонт в программе нужно выбрать соответствующий метод расчета
    • 19 марта 2021. Ключевая ставка Банка России 4,5 %
    • 5 марта 2021. Компания Квартал поздравляет женщин с наступающим праздником 8 марта!
    • 29 декабря 2020. Спешим поздравить с наступающим Новым годом!
    • 3 декабря 2020. Как избежать штрафов за ГИС ЖКХ?
    • 18 ноября 2020. Предполагается, в 2021 г. взносы на капремонт в Санкт-Петербурге повысятся на 3 рубля
    • 29 сентября 2020. С сентября 2020 г. в платежке потребителя не должна появляться комиссия банка
    • 22 сентября 2020. Собственники, которые не смогли договориться о тарифах на жилищные услуги, обязаны пользоваться тарифами Правительства Санкт-Петербурга
    • 25 июля 2020. Ключевая ставка Банка России 4,25 %
    • 06 июля 2020.С 1 июля 2020 расчет платы за потребленные на общедомовые нужды коммунальные ресурсы не зависит от нормативов
    • 03 июля 2020. С 1 июля 2020 г. изменилась формула расчета платы за лифт в жилом доме
    • 26 июня 2020. С 1 июля 2020 г. изменяется плата за жилищные услуги
    • 19 июня 2020. Ключевая ставка Банка России — 4,50 %
    • 18 июня 2020. С 1 июля в Санкт-Петербурге повышаются тарифы на коммунальные услуги
    • 1 мая 2020. Поясняем порядок начисления неустойки в период 6 апреля — 31 декабря 2020 г.
    • 24 апреля 2020. Ключевая ставка 5,5%
    • 7 апреля 2020. Внимание: взыскание и начисление штрафных санкций для неплательщиков ЖКУ приостановлено до 1 января 2021 года
    • 27 марта 2020. Компания Квартал продолжает оказывать услуги согласно заключенным договорам.
    • Компания Квартал с удовольствием поздравляет очаровательных дам!
    • 7 февраля 2020. Ключевая ставка снижена до 6%.
    • 09 января 2020. С 1 января 2020 года минимальный взнос на капремонт вырос на 4 рубля
    • 08 января 2020. С 1 января 2020 г. повышен размер платы за отдельные виды жилищных услуг
    • 13 декабря 2019. Ключевая ставка Банка России снижена до 6,25%
    • 26 октября 2019. Ключевая ставка Банка России – 6,5 %
    • 13 октября 2019. Взносы на капитальный ремонт в 2020 году могут вырасти почти в 1,5 раза
    • 6 сентября 2019. Ключевая ставка Банка России – 7 %
    • 26 июля 2019. Ключевая ставка Банка России снижена до 7,25%
    • 17 июля 2019. Обратите внимание: с 1 июля введены нормативы на отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в МКД
    • 14 июля 2019. Напоминаем: в квитанции на оплату ЖКУ обязательно указание идентификаторов платежного документа (ИПД) и единого лицевого счета
    • 1 июля 2019. С 1 июля 2019 г. снижены ранее планируемые тарифы на отдельные услуги по содержанию жилья
    • 30 июня 2019. В Санкт-Петербурге изменены некоторые тарифы на коммунальные услуги на второе полугодие 2019 г.
    • 21 июня 2019. Изменения в законе о применении кассовых аппаратах в сфере ЖКХ. Читаем внимательно.
    • 16 июня 2019. Банк России снизил ключевую ставку до 7,5 %
    • 25 мая 2019. Отмена касс при безналичной оплате для ТСЖ, ЖСК, СНТ возможна: ждем решения Совета Федерации
    • 12 апреля 2019. Новое предложение депутатов о применении касс. Кассы в ЖКХ все-таки будут, но увеличат сроки формирования чека?
    • 6 апреля 2019. Депутаты предлагают не применять кассы на предприятиях ЖКХ
    • 01 апреля 2019. Система Квартал «Диспетчер Онлайн» — готовое решение для организации работы аварийно-диспетчерских служб по-новому
    • 14 марта 2019. ФЗ-54: онлайн-кассы при управлении многоквартирными домами
    • 11 февраля 2019. С 1 января 2019 г. при расчете стоимости тепла учитываются показания индивидуальных приборов учета
    • 15 января 2019. ГИС ЖКХ: с 1 июля 2019 г. неразмещение информации в системе грозит штрафом до 200 тысяч рублей
    • 30 декабря 2018. С Новым годом!
    • 28 декабря 2018. С 1 января 2019 г. повышается размер платы за содержание жилого помещения.
    • 27 декабря 2018. Комитет по тарифам Санкт-Петербурга: до 31 декабря 2019 г. введен мораторий на деятельность регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами
    • 15 декабря 2018. 7,75 % годовых ключевая ставка Банка России
    • 10 декабря 2018. Тарифы на ЖКХ в 2019 году повысят в два этапа
    • 28 ноября 2018. С 1 января 2019 года плата за вывоз мусора в Санкт-Петербурге будет рассчитываться по числу проживающих и с учетом норматива накопления ТКО
    • 10 октября 2018. 300 кВт•ч — такую социальную норму потребления электроэнергии для населения планируется ввести с 1 июля 2019 года
    • 16 сентября 2018. Вопрос – ответ: жильцу не приходят электронные письма от управляющей организации. Что делать?
    • 15 сентября 2018. 7,5 % годовых: ключевая ставка Банка России повышена на 0,25 пункта
    • 15 августа 2018. Новая версия программы Квартал для Ленинградской области: учтены изменения в реестрах для расчета ЕДК
    • 31 июля 2018. С 1 июля 2018 г. в Ленинградской области изменились нормативы потребления для услуг водоснабжения и водоотведения
    • 26 июня 2018 г. С 1 июля 2018 года в Санкт-Петербурге повышаются тарифы на ЖКУ
    • 25 июня 2018. Обновление программы Квартал: указание в квитанции идентификаторов платежных документов ГИС ЖКХ
    • 30 мая 2018. C 1 июня перед печатью квитанций необходимо выгрузить информацию в ГИС ЖКХ!
    • 27 апреля 2018. Банк России сохранил ключевую ставку на уровне 7,25%
    • 29 марта 2018. Переход на прямые договора: Совет Федерации одобрил
    • 23 марта 2018. 7,25 % годовых ˗ ключевая ставка Банка России
    • 15 марта 2018. Мобильное приложение от PLATIDO – Личный кабинет клиента в его телефоне
    • 8 марта 2018. Компания Квартал поздравляет милых дам с праздником!
    • 06 марта 2018. Компания Квартала оказывает помощь в работе с ГИС ЖКХ
    • 28 февраля 2018. С 2018 года оригиналы протоколов общих собраний должны передаваться в Государственную жилищную инспекцию.
    • 12 февраля 2018. Ключевая ставка Банка России понижена до 7,5 % годовых
    • 06 февраля 2018. Это важно: необходимо сообщить в Роскомнадзор об обработке персональных данных
    • 30 января 2018. Новая услуга для клиентов Квартала-помощь в работе с ГИС ЖКХ
    • 24 января 2018. Расширена служба техподдержки Квартала
    • 27 декабря 2017. Компания Квартал поздравляет с наступающим Новым годом!
    • 20 декабря 2017. Требования о перерасчете за тепло в неполном месяце неправомерны
    • 15 декабря 2017. Ключевая ставка Банка России 7,75 % годовых
    • 04 декабря 2017. Обновление программы Квартал уже доступно для скачивания
    • 27 ноября 2017 г. Реклама на квитанциях ЖКХ будет под запретом
    • 21 ноября 2017. Установлены уровни повышения платы за коммунальные услуги в 2018 году для Петербурга и Ленобласти
    • 13 ноября 2017. Потоп в квартире: кто возмещает ущерб?
    • 1 ноября 2017. Демонтированы радиаторы отопления в квартире: как взимать плату за отопление?
    • 27 октября 2017. Ключевая ставка Банка России 8,25 %
    • 17 октября 2017. Программа Квартал: распределение поступивших платежей по услугам
    • 09 октября 2017. Как начислять квартплату, если в помещении никто не прописан и не живет
    • 29 сентября 2017. Теперь общедомовые услуги могут оплачиваться по коллективным счетчикам
    • 18 сентября 2017. Ключевая ставка Банка России 8,5 %
    • 13 сентября 2017. Обновление сертификатов ключей ЭЦП
    • 24 июля 2017. Как мы реализуем сопровождение программы Квартал
    • 05 июля 2017. Объединения собственников жилья Санкт-Петербурга смогут сами рассчитывать и печатать квитанции для пользователей неприватизированного жилья.
    • 30 июня 2017. С 01 июля 2017 года действуют тарифы на коммунальные ресурсы, потребляемые в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме
    • 24 июня 2017. С 01 июня 2017 года установлены нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме
    • 17 июня 2017. Ключевая ставка Банка России 9,0 %
    • 04 июня 2017. Когда плата за воду не пересчитывается?
    • 17.05.2017. Новая версия программы расчета квартплаты Квартал
    • 12 мая 2017. Как избежать заражения компьютерным вирусом
    • 1 мая 2017. Ключевая ставка Банка России 9,25 %
    • 25 апреля 2017. Литера в адресе объекта недвижимости
    • 17 апреля 2017. В системе «Квартал: Личный кабинет» — новые возможности для управляющих компаний и собственников
    • 12 апреля 2017. Программа расчета квартплаты Квартал помогает реализовать требования закона О персональных данных
    • 04 апреля 2017. С 1 января 2017 года изменились форма и порядок отчетности владельцами специальных счетов на капитальный ремонт
    • 28 марта 2017. Ключевая ставка Банка России 9,75 %
    • 24 марта 2017. Национальные стандарты «Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами»
    • 16 марта 2017. (812) 407-10-27 — многоканальный телефон службы поддержки компании Квартал
    • 6 марта 2017. С 1 февраля в Санкт-Петербурге повышена плата за радиоточку
    • 27 февраля 2017. Информация для пользователей электронной подписи при формировании отчётов по взносам на капитальный ремонт
    • 14 февраля 2017. Новая версия программы Квартал для предприятий, работающих на территории Ленинградской области
    • 06 февраля 2017.С 1 января 2017 года усилена ответственность за неправильно начисленную плату за коммунальные услуги.
    • 30 января 2017. Перенесены сроки размещения информации в ГИС ЖКХ и начала наступления ответственности за несоблюдение условий размещения информации.
    • 25 января 2017. C 1-го января 2017 года отменен перерасчет по воде при временном отсутствии потребителя
    • 20 января 2017.С 1 января 2017 года изменен размер платы за содержание жилого помещения
    • 10 января 2017.С 1 января 2017 года взыскание долгов граждан по жилищно-коммунальным услугам будет производиться проще и быстрее.
    • 09 января 2017. Компания Квартал объявляет о запуске новой партнерской программы
    • 28 декабря 2016. Компания Квартал поздравляет с наступающим Новым годом!
    • 22 марта 2017. (812) 407-10-27 — телефон службы поддержки компании Квартал
    • 20 декабря 2016. Нововведения в оплате жилищно-коммунальных услуг с 1 января 2017 г.
    • 16 декабря 2016. Инструкция по заполнению данных в ГИС ЖКХ из программы Квартал
    • 05 декабря 2016. Введена отсрочка ответственности за неразмещение данных в системе ГИС ЖКХ.
    • 21 ноября 2016. Новая рубрика на сайте компании Квартал Часто задаваемые вопросы
    • 14 ноября 2016. Новая версия программы Квартал
    • 07 ноября 2016. Изменение минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах в Санкт-Петербурге
    • 01 ноября 2016. Изменения в законодательстве, касающиеся введения в эксплуатацию ГИС ЖКХ
    • 25 октября 2016. Изменение нормативов потребления коммунальных услуг в Санкт-Петербурге с 01 ноября 2016 года
    • 17 октября 2016. — В Петербурге суд запретил брать плату за отключение радиоточки
    • 11 октября 2016 . Регистрация пользователей в Личном кабинете через СМС
    • 04 октября 2016. Изменение ключевой ставки ЦБ РФ
    • 27 сентября 2016. Новая версия программы Квартал
    • 10 февраля 2016. Новая методика расчета пеней
  • Политика качества
Читайте также  Как удалить плиточный клей со стены?

Подписка на новости

С 1 июля 2020 г. изменилась формула расчета платы за лифт в жилом доме

Оплата за лифт в многоквартирном доме

Жильцы многоквартирных домов, высотой более пяти этажей, регулярно пользуются размещенным в каждом подъезде лифтом. Плата за его эксплуатацию, до недавнего времени, вычислялась основываясь на количестве зарегистрированных в квартире граждан.

На данный момент способ исчисления изменился, и итоговая сумма зависит исключительно от общей площади жилья.

Основания расчета оплаты

В положениях Жилищного кодекса отмечено, что владельцы квартир являются долевыми собственниками общедомовых площадей, которые не относятся к жилым помещениям.

К ним относятся:

  • лестницы и площадки в подъезде;
  • коридоры;
  • тамбуры;
  • чердаки;
  • подвальные помещения с размещенными в них коммуникациями;
  • крыши;
  • лифты и лифтовые шахты;
  • сантехническое, электрическое и иное оборудование;
  • придомовая территория и все расположенные на ней объекты и элементы благоустройства.

В связи с тем, что лифт является частью общедомового имущества, у жильцов появляются определенные обязанности.

Они обязаны нести все расходы, связанные с содержанием долевой собственности. В Жилищном кодексе прописано, что эти обязательные расходы всегда рассчитываются, исходя из площади недвижимости, которая находится в собственности конкретного владельца.

Все взносы, связанные с общедомовым имуществом, вносятся соразмерно долям, которые и определены объемами жилых помещений во владении гражданина. Это относится и к арендаторам, снимающим жилые или нежилые площади в конкретном многоквартирном доме.

Согласно законодательству, они вносят плату в соответствии с тем, какую недвижимость они арендуют по договорам социального найма либо договорам найма помещений.

Также объем оплаты может зависеть от того, какой способ управления домом был избран собственниками жилья.

  1. В том случае, если избрана определенная управляющая компания, то размер платы за лифт устанавливается на общем собрании жильцов. Компания выносит свои предложения, и после обсуждения и голосования определяется один из них.
  2. Когда организовано ТСЖ, ЖСК либо какой-либо аналогичный кооператив, то оплата лифта определяется органами его управления. Составляется смета доходов и расходов, в которой и отражается данная сумма.
  3. В том случае, если решено заниматься управлением самостоятельно, то плата взимается в соответствии с заключенными договорами на оказание работ и услуг.
  4. Если не был установлен способ организации управления многоквартирным домом повышенной этажности, то тарификация устанавливается местной администрацией.

Вывод: те собственники, которые принимают активное участие в жизни дома и присутствуют на регулярных собраниях жильцов, могут оказывать влияние на принятие решений, связанных с установлением размеров платы за пользование лифтовым оборудованием, его содержание и ремонт.

Существует возможность несколько снизить тарифы, предлагаемые управляющей компанией и организациями-подрядчиками, а также освободить от оплаты услуг собственников квартир, находящихся на нижних этажах в многоквартирном доме.

Последний аспект достоин отдельного рассмотрения.

Оплата за лифт владельцами квартир, расположенных на 1 и 2 этаже

С точки зрения действующего законодательства, жильцы первого и второго этажей являются такими же долевыми собственниками, как и владельцы остальной недвижимости, и несут бремя оплаты услуг по обслуживанию наравне со всеми.

Поэтому они обязаны вносить оплату, связанную с ремонтом и содержанием лифта в их доме, так как он является неотъемлемой частью общедомового имущества.

Большинству жильцов кажется несправедливым тот факт, что их обязуют оплачивать услугу, которой они не пользуются. Но в судебной практике почти не встречается случаев, когда дело решалось в пользу собственников жилья.

Решение аргументируется тем, что положения Жилищного кодекса устанавливают общий порядок оплаты мероприятий, направленных на содержание и ремонт всего общедолевого имущества, к которым относится и лифт. Данная обязанность распространяется на всех без исключения жильцов, независимо от этажа, на котором они проживают.

В редких случаях, на общем собрании собственников, может быть принято решение о том, чтобы освободить владельцев квартир на первом и втором этажах от обязанности вносить плату за пользование лифтом в доме.

Такой вариант маловероятен по той простой причине, что за него должно проголосовать большинство жильцов, а мало кто из соседей добровольно освободит других от участия в расходах на общедомовое имущество.

Самым оптимальным вариантом, подходящим для данной ситуации и помогающим избежать возникновения конфликтных ситуаций между собственниками жилья, становится определение оплаты за пользование и обслуживание лифта в доме пропорционально занимаемой владельцами жилой площади.

В тех случаях, когда отдельная категория граждан, выделяющаяся по определенному признаку (в данной ситуации – проживание на первом и втором этажах), освобождается от внесения платы, положения Жилищного кодекса, касающиеся общего имущества в доме, теряют свой смысл.

Однако, если данное условие будет прописано в законодательстве, то споры, возникающие по поводу оплаты за лифт, прекратятся.

В обслуживание лифта, за которое взимается плата, входит его ремонт и своевременная замена.

Текущий ремонт лифта

Под этим подразумевается исправление мелких неисправностей, во время которого нет необходимости делать длительный промежуток в работе лифта. Также к этому относится экстренное восстановление работы механизма в случае внезапной поломки.

Целью проведения этого вида ремонта является поддержание работоспособности и избежание в будущем серьезных аварий, связанных с износом конструктивных деталей. Принимаются меры профилактики и заменяются некоторые устаревшие детали.

Текущий ремонт состоит из нескольких аспектов.

  1. Периодические осмотры. Это осмотр всех системных частей лифта, установленного в многоквартирном доме повышенной этажности, особенно тех, которые работают автоматически. Осуществление контроля на необходимом уровне за электрическими контактами, отвечающими за степень безопасности.

Если в механизме конструкции не предусмотрено автоматических систем контроля, то необходимо осуществлять осмотр, основываясь на установленных правилах. Проводить его нужно не реже одного раза в месяц, по возможности, совмещая с текущим мелким ремонтом, который также должен происходить ежемесячно.

  1. Техническое обслуживание. Это комплекс мер, которые обеспечивают надлежащее функционирование лифтовой системы без внезапных поломок. Частота проведения может быть различной, но не реже одного раза за календарный год. Иные варианты: раз в месяц или раз в квартал. Отличается от предыдущего вида объемами производимых работ.
  2. Аварийно-техническое обслуживание. Это принятие экстренных мер при возникновении неисправностей в работе лифта в многоквартирном доме, освобождение застрявших в кабине пассажиров. Такие мероприятия обязаны проводиться в течение получаса после поступления соответствующего сигнала.

Капитальный ремонт

Под капитальным ремонтом лифта в многоквартирном доме повышенной этажности подразумевается комплекс мероприятий, во время которых производится полная либо частичная замена элементов конструкции лифтового механизма.

Различают три его разновидности: мелкий, средний и крупный.

Под мелким ремонтом понимают замену одной или нескольких конструктивных деталей или узловых механизмов, износ которых происходит ранее других элементов, и если в конкретном случае нет необходимости в замене лифта в целом.

В средний ремонт входит замена одной или нескольких из следующих деталей: электродвигателя, редуктора, тормозной системы, панели вызова внутри кабины, каната, дверей, подвесок противовеса, ограничителей скорости.

Крупный ремонт производится в том случае, если необходимо осуществить замену всех конструктивных деталей и механизмов. В зависимости от конкретной ситуации, проходить он может как непосредственно на месте установки, так и в мастерских.

Традиционно крупный капитальный ремонт проводится в соответствии со сроками, которые указаны в технической документации к лифту. В некоторых случаях, когда произошел преждевременный износ или крупная поломка, он может быть произведен существенно раньше установленных заводом-изготовителем сроков.

Если лифт неисправен и находится в нерабочем состоянии, необходимо определить, какой из видов ремонта требуется провести. Для этого должна быть проведена техническая экспертиза с участием квалифицированных специалистов и по ее результатам составлено соответствующее заключение.

Желательно, чтобы при проведении экспертизы присутствовали представители ТСЖ или управляющей компании, а также инициативная группа собственников. Если выдано заключение о необходимости проведения капитального ремонта, то вполне можно настаивать на замене лифта.

Плановый капитальный ремонт

Для того, чтобы осуществить данный вид обслуживания, который предусмотрен условиями региональной программы, необходимо соответствующее решение собрания собственников жилья.

За шесть месяцев до начала года, в котором планируется провести ремонт, управляющая компания, ТСЖ или местный муниципалитет обязаны уведомить жильцов о такой возможности.

Владельцы квартир, в свою очередь, имеют три месяца на то, чтобы решить, нужно ли воспользоваться данным предложением. Если общее собрание большинством голосом приняло положительное решение по данному вопросу, то нужно закрепить его в письменной форме.

Далее выбранный представитель подписывает все надлежащие документы. Если жильцы не смогли прийти к какому-либо конкретному решению самостоятельно, то сроки проведения капитального ремонта устанавливаются в соответствии с графиком региональной программы.

За чей счет осуществляется ремонт

Прописанные в Жилищном кодексе обязательные платежи на содержание лифтов, оплачиваются всеми без исключения собственниками квартир в доме.

Эти суммы переводятся на специальный счет, и, впоследствии, именно за счет них и производится капитальный ремонт и замена лифтовых механизмов.

Если жильцы не являются собственниками жилых помещений, а пользуются ими по договору социального найма, то средства выделяются исключительно из местного бюджета.

В том случае, если накопившихся средств не хватает на проведение мероприятий в необходимом объеме, то может быть предложен кредит. Региональные операторы имеют право позаимствовать средства со счета других домов с последующим их возвратом.

Взносы на содержание лифтов – немаловажные затраты, не только позволяющие постоянно содержать механизмы в надлежащем состоянии, но и гарантирующие своевременную их замену.

Похожие записи:

2 комментариев на запись “ Оплата за лифт в многоквартирном доме ”

Добрый день, у меня вопрос по поводу лифтов. Я живу на 1 этаже, моя квартира самая большая в подъезде (такое строение дома). Оплата за лифт идет с квадратного метра, поэтому я плачу больше всех, при это лифтом не пользовалась с момента заезда в данную квартиру (более 5 лет). Таким образом я «ПОДАРИЛА» уже более 15000 рублей. Я одна воспитываю 3 детей и это огромная сумма. Да и дело не в сумме даже, почему лифт оплачивают с квадратного метра, а не с количества людей, прописанных в квартирах и которые реально им пользуются. В каждой 1 комнатной квартире может проживать до 10 человек и они реально пользуются лифтом, а плачу за них я! Разве это справедливо?

Любая власть — это насилие. Наша власть изощряется над народом, не знает как и где можно содрать побольше денег с людей, для этого и принимают такие законы, которые идут в разрез Конституции.

Кто должен платить за лифт

Сегодня поговорим о том, кто и сколько должен платить за обслуживание лифтов в многоэтажных домах.

Этот вопрос регулярно всплывает то там, то здесь, возникают конфликты между жителями разных этажей. Попробуем разобраться, как обстоит дело с лифтами по законодательству и по совести.

Лифт является частью общего имущества

Расходы по обслуживанию лифтов учитываются в статье “содержание и ремонт жилого помещения”, по которой мы платим каждый месяц. Связано это с тем, что согласно статье 36 ЖК РФ лифты входят в состав общего имущества собственников помещений в доме.

Статья 37 ЖК РФ говорит:

Доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения.

Т. е. платим за содержание общего имущества мы пропорционально площади принадлежащей нам квартиры. Владельцы нежилых помещений также обязаны вносить плату по статье “содержание и ремонт жилого помещения”, поскольку общедомовое имущество принадлежит на праве общей долевой собственности и им.

В перечень работ по обслуживанию лифтов входят осмотры, техническое освидетельствование, внеплановые ремонты — об этом мы подробно писали в статье “Что делать, если лифт постоянно ломается”.

К слову, к работам по содержанию дома помимо обслуживания лифтов относится еще много всего: уборка в подъездах и во дворе дома, текущий ремонт конструкций дома и инженерного оборудования, работа аварийно-диспетчерской службы. Так что по статье “содержание и ремонт жилого помещения” платим мы, конечно, не только за лифт.

Платить за лифт — спор нижних и верхних этажей

Жители первых и вторых этажей обычно говорят: “Мы вашим лифтом не пользуемся, ходим пешком, почему мы должны платить? Вычтите из наших квитанций стоимость обслуживания лифта”.

На что жители верхних этажей отвечают: “Лифт не наш, а общий. И как это можно проверить, что вы никогда им не пользуетесь? Не лукавьте, иногда поднимаетесь наверх к соседям. И то, что мы живем на последнем этаже, и нам приходится подниматься на лифте — это не привилегия какая-то, а насущная необходимость. Платите давайте”.

Вроде бы в словах тех и других есть доля истины. Но как на практике решить этот конфликт?

Можно ли дифференцировать платежи за лифт

В статье 39 Жилищного кодекса четко сказано:

1. Собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.

2. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.

И в части 1 статьи 158 ЖК РФ видим то же:

Собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.

Про то, что кого-то можно освободить от оплаты за содержание дома, в том числе за обслуживание лифта, или уменьшить какой-то категории жильцов размер платежа — в ЖК РФ ничего не сказано.

Согласно статье 156 ЖК РФ конкретную сумму, которую надо платить по статье “содержание и ремонт жилого помещения”, определяют на общем собрании собственников с учетом того, что предложит управляющая организация. Если домом управляет ТСЖ или кооператив, то плата за содержание жилого помещения определяется правлением этой организации. Если решение по размеру платы не было принято, его устанавливают местные органы самоуправления или органы государственной власти.

Получается, что все однозначно — все жильцы должны платить за содержание общего имущества МКД пропорционально площади помещения, которым владеют. Спорить не о чем. Но…

Расскажем вам историю о человеке, который в Конституционный Суд ходил. А вы сами сделаете выводы.

Решение КС РФ о дифференцировании платежей и его применение к лифтам

В январе 2018 года один гражданин обратился в Конституционный суд. Суть обращения была такова.

В доме ТСЖ установило разный размер оплаты по статье “содержание жилого помещения” для владельцев жилых и нежилых помещений. Собственники жилых квартир, мол, должны платить 25 рублей с квадратного метра площади, а владельцы нежилых помещений — 14 рублей с квадратного метра.

Гражданин был собственником жилой квартиры, и его возмутило такое решение ТСЖ. Почему владельцы коммерческих помещений должны меньше платить за общедомовое имущество? В законе ведь сказано, что все должны платить. И дифференциация только пропорционально площади помещений.

В районном суде он добиться ничего не смог. Подал апелляцию — и снова ничего. Тогда решил: была не была, попытаю-ка счастья в Конституционном Суде. Пускай там проверят конституционность положений статей 181.4 и 181.5 ГК РФ и части 1 статьи 158 ЖК РФ .

И тут началось самое интересное. Суд вынес решение, которое, с одной стороны, открыло новые возможности, а с другой стороны, внесло дополнительную неясность и породило вопросы.

Гражданин не прав, решение, принятое ТСЖ в его доме, правомерно. Статьи ГК РФ и ЖК РФ, о которых говорил гражданин, соответствуют конституции. А смысл их надо понимать так.

Нигде не сказано, что при назначении размера платежей нельзя учитывать особенности помещений (например, жилое/нежилое).

И нигде не сказано, что нельзя учитывать “иные объективные обстоятельства, которые могут служить достаточным основанием для изменения долей участия собственников в обязательных расходах по содержанию общего имущества в многоквартирном доме при условии, что дифференциация размеров соответствующих платежей, основанная на избранных общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме дополнительных критериях для определения долей такого участия, не повлечет за собой необоснованных различий в правовом положении собственников помещений в многоквартирном доме, относящихся к одной и той же категории”.

И суд может признавать решения общего собрания собственников по вопросу дифференциации размеров оплаты содержания общего имущества недействительными, если посчитает, что нарушаются требования закона.

Вот и конец истории. Выводы делать вам, а мы расскажем как сами понимаем результат принятия такого решения.

Нам видится, что “объективность обстоятельств”, “достаточность оснований”, “обоснованность различий” — понятия слишком размытые. И любое подобное решение о дифференциации размера оплаты может быть признано действительным или недействительным в зависимости от того, с какой стороны на это решение посмотрит суд (если дело дойдет до суда).

Но теоретически получается, что в соответствии с данным постановлением КС РФ собственники могут решить на общем собрании дифференцировать размер платежей за лифт, если домом управляют непосредственно собственники, или ТСЖ, или жилищный или другой специализированный потребительский кооператив.

Если домом управляет УО, размер платы устанавливается одинаковый для всех собственников помещений, поскольку решение КС РФ применяется в отношении домов, управление которыми осуществляют собственники, либо ТСЖ, либо кооператив.

Остается ждать, когда подобный вопрос появится в судебной практике, и какие решения по нему будут приняты.

Как платить за лифт в многоквартирном доме?

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 16 марта 2021 г. № 6148-ОГ/04 О порядке содержания и ремонта лифта (лифтов) в многоквартирном доме

Вопрос: В Перечне нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках госжилнадзора, лицензионного контроля за деятельностью управляющий МКД организаций (утв. приказом Минстроя РФ от 30.12.2020 N 912/пр), не упомянуты ни ТР ТС 011/2011 «Безопасность лифтов», ни Постановление Правительства РФ от 24 июня 2017 г. N 743 «Об организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек), эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах», хотя, в частности, п. 3 Правил, увтрежденных постановленим № 743, устанавливает, что «владелец объекта» — это (в отношении объектов в МКД) — лицо, осуществляющее управление МКД в соответствии с ЖК РФ.

При этом указанные акты упомянуты в некоторых региональных чек-листах, применяемых в рамках лицензионного контроля за деятельностью УК в МКД.

— содержат ли упомянутые нормативные правовые акты (ТР ТС и постановление Правительства РФ) адресованные управляющим организациям обязательные требования в том значении, каковое установлено ч. 1 ст. 1 Закона об обязательных требованиях в РФ № 247-ФЗ?

— если указанные положения являются обязательными требованиями, вправе ли органы лицензионного контроля за деятельностью УК в МКД проверять их исполнение?

Ответ: Отдел управления жилищным фондом и ОГЖН Департамента развития жилищно-коммунального хозяйства Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации рассмотрел обращение от 04.02.2021 и в пределах своей компетенции сообщает следующее.

В соответствии с пунктом 22 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 г. N 290, работы, выполняемые в целях надлежащего содержания и ремонта лифта (лифтов) в многоквартирном доме, входят в минимальный перечень работ по содержанию общего имущества.

Таким образом, при управлении многоквартирным домом управляющей организацией в договор управления в соответствии с частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — ЖК РФ) включаются работы по содержанию и ремонту лифта (лифтов) в многоквартирном доме.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2014 г. N 1110, исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ, является лицензионным требованием.

На основании вышеизложенного, управляющая организация отвечает перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несет ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором управления.

Вместе с тем, в соответствии с Положением о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 года N 1038, Минстрой России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, промышленности строительных материалов, жилищной политики, жилищно-коммунального хозяйства.

Читайте также  Чем закрыть перила на балконе?

По вопросу осуществления контроля за обслуживанием лифтов следует обращаться в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор).

Обращаем внимание, что в соответствии с пунктом 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 N 1009, письма федеральных органов исполнительной власти не являются нормативными правовыми актами.

Таким образом, письма Минстроя России и его структурных подразделений, в которых разъясняются вопросы применения нормативных правовых актов, не содержат правовых норм, являются позицией Минстроя России, не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, а содержащиеся в них разъяснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера.

Приносим извинения за задержку ответа.

Начальник отдела управления
жилищным фондом и ОГЖН
Э.Б. Дулахаева

Обзор документа

В договор управления многоквартирным домом с УК включаются работы по содержанию и ремонту лифта. Исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом является лицензионным требованием.

УК отвечает перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несет ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством и договором управления.

По вопросу контроля за обслуживанием лифтов следует обращаться в Ростехнадзор.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector