Вырубка зеленых насаждений при строительстве

Вырубка зеленых насаждений при строительстве

Прокурор разъясняет — Прокуратура Липецкой области

Прокурор разъясняет

  • Социальные и трудовые права
  • Права несовершеннолетних
  • Борьба с преступностью, уголовное законодательство
  • Противодействие коррупции
  • Противодействие незаконному обороту наркотических средств
  • Противодействие экстремизму и терроризму
  • Гражданское законодательство
  • Права предпринимателей
  • Охрана природы
  • Миграция
  • ЖКХ
  • Безопасность дорожного движения
  • Иные сферы деятельности
  • 28 августа 2020, 17:14

В соответствии с п. 19 ст. 14 Федерального закона от 06.10.203 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации» к вопросам местного значения городского, сельского поселения отнесено утверждение правил благоустройства территории поселения, устанавливающих, в том числе требования к содержанию зданий, сооружений и земельных участков, на которых они расположены.

В каждом населенном пункте органами местного самоуправления в соответствии с указанной нормой, а также Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» принимается положение, регулирующее порядок выдачи разрешения на производство вырубки деревьев и кустарников в городской черте либо в черте сельского поселения.

За получением разрешения необходимо обратиться в органы местного самоуправления, которые на основании нормативно-правового акта обязаны принять и рассмотреть заявление гражданина либо юридического лица (управляющей компании, обслуживающей придомовую территорию) о производстве рубки зеленых насаждений.

Рубка в отсутствии разрешения запрещена и является уголовно- либо административно наказуемым деянием, за которое в последующем в порядке гражданского судопроизводства необходимо будет возместить ущерб за уничтоженные зеленые насаждения.

Уголовная ответственность за незаконную рубку лесных насаждений установлена ст. 260 УК РФ. Согласно данной статье незаконной рубкой лесных насаждений признается незаконная рубка, а равно повреждение до степени прекращения роста лесным насаждениям или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников, лиан, если эти деяния совершены в значительном размере. Вместе с тем при отсутствии признаков уголовного преступления, за незаконную рубку предусмотрена административная ответственность.

Так, согласно ст. 8.28 КоАП РФ гражданин, должностное лицо подлежит привлечению к ответственности за незаконную рубку, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан. Основным критерием разграничения уголовно наказуемой незаконной рубки лесных насаждений (ч. 1 ст. 260 УК РФ) и незаконной рубки лесных насаждений, за которую ответственность предусмотрена ст. 8.2 КоАП РФ, является значительный размер ущерба, причиненного посягательством, который должен превышать 5 тыс. рублей (примечание к ст. 260 УК РФ).

Кроме того, необходимо учитывать, что предметом преступлений, предусмотренных ст. 260 УК РФ, ст. 8.28 КоАП РФ, являются лесные насаждения, то есть деревья, кустарники и лианы, произрастающие в лесах, также деревья, кустарники и лианы, произрастающие вне лесов (например, насаждения в парках, аллеях, отдельно высаженные в черте города деревья, насаждения в полосах отвода железнодорожных магистралей автомобильных дорог или каналов). При этом не имеет значения, высажены ли лесные насаждения или не отнесенные к лесным насаждениям деревья, кустарники, лианы искусственно либо они произросли без целенаправленных усилий человека.

Межрайонная природоохранная прокуратура

Прокуратура
Липецкой области

Прокуратура Липецкой области

28 августа 2020, 17:14

Природоохранная прокуратура: «Разрешение на вырубку деревьев, растущих на территории, прилегающей к приусадебному земельному участку или произрастающих вблизи забора «

В соответствии с п. 19 ст. 14 Федерального закона от 06.10.203 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации» к вопросам местного значения городского, сельского поселения отнесено утверждение правил благоустройства территории поселения, устанавливающих, в том числе требования к содержанию зданий, сооружений и земельных участков, на которых они расположены.

В каждом населенном пункте органами местного самоуправления в соответствии с указанной нормой, а также Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» принимается положение, регулирующее порядок выдачи разрешения на производство вырубки деревьев и кустарников в городской черте либо в черте сельского поселения.

За получением разрешения необходимо обратиться в органы местного самоуправления, которые на основании нормативно-правового акта обязаны принять и рассмотреть заявление гражданина либо юридического лица (управляющей компании, обслуживающей придомовую территорию) о производстве рубки зеленых насаждений.

Рубка в отсутствии разрешения запрещена и является уголовно- либо административно наказуемым деянием, за которое в последующем в порядке гражданского судопроизводства необходимо будет возместить ущерб за уничтоженные зеленые насаждения.

Уголовная ответственность за незаконную рубку лесных насаждений установлена ст. 260 УК РФ. Согласно данной статье незаконной рубкой лесных насаждений признается незаконная рубка, а равно повреждение до степени прекращения роста лесным насаждениям или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников, лиан, если эти деяния совершены в значительном размере. Вместе с тем при отсутствии признаков уголовного преступления, за незаконную рубку предусмотрена административная ответственность.

Так, согласно ст. 8.28 КоАП РФ гражданин, должностное лицо подлежит привлечению к ответственности за незаконную рубку, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан. Основным критерием разграничения уголовно наказуемой незаконной рубки лесных насаждений (ч. 1 ст. 260 УК РФ) и незаконной рубки лесных насаждений, за которую ответственность предусмотрена ст. 8.2 КоАП РФ, является значительный размер ущерба, причиненного посягательством, который должен превышать 5 тыс. рублей (примечание к ст. 260 УК РФ).

Кроме того, необходимо учитывать, что предметом преступлений, предусмотренных ст. 260 УК РФ, ст. 8.28 КоАП РФ, являются лесные насаждения, то есть деревья, кустарники и лианы, произрастающие в лесах, также деревья, кустарники и лианы, произрастающие вне лесов (например, насаждения в парках, аллеях, отдельно высаженные в черте города деревья, насаждения в полосах отвода железнодорожных магистралей автомобильных дорог или каналов). При этом не имеет значения, высажены ли лесные насаждения или не отнесенные к лесным насаждениям деревья, кустарники, лианы искусственно либо они произросли без целенаправленных усилий человека.

Разрешение на вырубку и пересадку деревьев

Посадки зеленых насаждений в пределах городов и населенных пунктов, на загородных участках, в лесах подлежат строгому контролю со стороны Департамента природопользования (ДПиООС). При необходимости проведения работ, связанных с вырубкой, пересадкой, компенсационном восстановлением, кронированием, становится актуальным вопрос получения разрешительного документа. Любые действия в пределах ведомственных территорий без его наличия относят к категории неправомерных.

Сохранение зеленых насаждений имеет особое значение для экологии при строительстве, так как бесконтрольное уничтожение наносит непоправимый вред. Компания «Промтерра» предоставляет услуги по проведению дендрологических изысканий и оформлению разрешений на проведение вырубки зеленых насаждений для строительства, работ по пересадке на земельном участке или в пределах лесных хозяйств. География работ по инженерной дендрологии в пределах всей России, включая Москву и Московскую область

Разрешение на вырубку зеленых насаждений при строительстве

Градостроительная деятельность на земельном участке предполагает решение вопроса относительно произрастающих на нем деревьев и кустарников. Согласно установленным нормам, необходимо получить положительное решение государственной экспертизы. Для этого в Департамент природопользования отправляют составленный дендрологический план, совмещенный с генеральным планом строительства (1:500). Последующее оформление порубочного билета в данном случае не требуется.

Регламент предусматривает обязательное уведомление органов исполнительной власти города о намеренной вырубке деревьев и кустарников за 10 дней. Проводить работы исполнитель имеет право на основе получения разрешения на строительство. Обязательное условие – внесение официального платежа по компенсационной стоимости за нанесение вреда. О полной стоимости можно узнать в ДПиООС.

Разрешение на вырубку деревьев в Москве в виде порубочного билета может потребоваться если строительный проект проходил экспертизу в негосударственной организации или в госучреждении, которое находится под ведомством федерального органа исполнительной власти. Это касается строительства и реконструкции объектов.

Основы правомерной вырубки деревьев и кустарников

Владельцы земельных участков должны знать юридические основы своих прав на пересадку и вырубку зеленых насаждений.

Разрешение на требуется в ряде следующих случаев:

    земельный участок находится в аренде; нет прав собственности на участок; деревья находятся на федеральной или муниципальной территории; участок находится в границах особо охраняемой природной территории.

Если права на земельный участок установлены, это можно подтвердить соответствующими документами, то кустарники и деревья являются собственностью владельца. Он вправе предпринимать любые необходимые ему действия. Разрешение на вырубку зеленых насаждений в этом случае получать не надо.

Санитарная вырубка и ее особенности

В процессе дендрологических исследований местности может быть принято решение проведения санитарной рубки аварийных, ветровальных и пересадки других категорий деревьев. Оформление порубочного билета в этом случае является обязательным. Разрешение на вырубку сухостоя также необходимо оформлять. Уничтожать сухие деревья в индивидуальных целях и в качестве сырья для дров — запрещено законом.

Оформления документов

Существует установленный порядок выдачи разрешения на вырубку зеленых насаждений независимо от видовой принадлежности. Ознакомиться с детальными инструкциями можно в Постановлении Правительства Москвы от 10 сентября 2002 г. N 743-ПП «Об утверждении Правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений города Москвы».

Согласно нормам, необходимо подготовить пакет документов:

    заявление в установленном формате; дендрологический план и перечетную ведомость; акт заключения экспертизы о состоянии зеленых насаждений; свидетельство о праве собственности на земельный надел; договор с подрядчиками о проведении порубочных работ.

Получение разрешения на вырубку деревьев и кустарников, зависит от местности, значения насаждений и масштаба их произрастания. Это может быть Департамент природопользования в Москве, Госнадзор, отделы государственных администраций, экологическая служба или специальные комитеты по охране природы.

Пересадка деревьев и компенсационные выплаты

Кронирование, пересадка, обрезка зеленых насаждений проводятся при наличии разрешения и обоснованной причины таких действий. Получить разрешение можно в ДПиООС или другом государственном учреждении. В нем указывают адрес проведения работ, количество пересаживаемых экземпляров, срок действия документа.

Если необходимо получить разрешение на вырубку леса в предпринимательских или личных целях (заготовка дров или ремонт дома после стихийного бедствия), порядок рассмотрения вопроса аналогичный. Необходимо получение порубочного билета. В некоторых случаях при вырубке лесных угодий обязательным требованием является компенсационная высадка новых саженцев. Это хорошая и нужная практика для восстановления зеленого фонда, но она применяется не повсеместно.

Оформление разрешений и порубочных билетов для разных видов зеленых насаждений является одним из направлений деятельности Компании «Промтерра». Компетентная помощь в проведении дендрологических исследований, составлении дендроплана и пакета исходных документов для подачи на экспертизу в соответствии с законодательными требованиями РФ.

Вырубка зеленых насаждений при строительстве

Об урегулировании вопроса рубки деревьев, кустарников, произрастающих на земельных участках из состава земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, и о внесении изменений в Правила выдачи разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 26 апреля 2019 г. № 516

МОСКВА

Об урегулировании вопроса рубки деревьев, кустарников, произрастающих на земельных участках из состава земель населенных пунктов, земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, и о внесении изменений в Правила выдачи разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности

(В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.2020 № 1143)

Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным на предоставление земельных участков, при предоставлении земельных участков из состава земель населенных пунктов, предоставленных для обеспечения обороны и безопасности, земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения (за исключением земель, указанных в пункте 3 части 2 статьи 23 Лесного кодекса Российской Федерации) в аренду, безвозмездное пользование в соответствующих договорах в качестве условий предусматривать возможность осуществления рубок деревьев, кустарников, произрастающих на таких земельных участках, если такая рубка необходима для обеспечения использования земельного участка в соответствии с его видом (видами) разрешенного использования, за исключением случаев, если запрет на рубку и (или) ограничение рубки установлены в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Соответствующие условия могут быть включены в заключаемые указанными федеральными органами исполнительной власти соглашения об установлении сервитута в отношении таких земельных участков. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.2020 № 1143)

2. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в Правила выдачи разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2014 г. № 1244 «Об утверждении Правил выдачи разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, № 49, ст. 6951).

3. Функции, предусмотренные настоящим постановлением, осуществляются в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности работников федеральных органов государственной власти, уполномоченных на предоставление земельных участков, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.

Российской Федерации Д.Медведев

УТВЕРЖДЕНЫпостановлением ПравительстваРоссийской Федерацииот 26 апреля 2019 г. № 516

ИЗМЕНЕНИЯ,которые вносятся в Правила выдачи разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности

1. Пункт 3 дополнить подпунктом «з» следующего содержания:

«з) информация о необходимости осуществления рубок деревьев, кустарников, расположенных в границах земельного участка, части земельного участка или земель из состава земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, в отношении которых подано заявление, — в случае такой необходимости.».

2. Пункт 8 дополнить подпунктом «в» следующего содержания:

«в) согласование осуществления рубок деревьев, кустарников, расположенных в границах земельного участка, части земельного участка или земель из состава земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, в отношении которых выдается разрешение, за исключением случаев, если запрет на рубку и (или) ограничение рубки установлены в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (при условии представления заявителем информации, указанной в подпункте «з» пункта 3 настоящих Правил).».

Должна ли УО содержать деревья на придомовой территории

Во вчерашней статье в числе экопроектов, которые можно реализовать после снятия карантинных мер, мы порекомендовали вам совместную с жителями посадку деревьев во дворе МКД. Возникает вопрос: кто должен далее содержать высаженные деревья и кусты? Предлагаем разобраться.

Земельный участок в составе общедомового имущества

В состав общедомового имущества входит земельный участок с элементами озеленения и благоустройства, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании информации государственного кадастрового учёта (пп. «е» п. 2 Правил № 491).

Решение о благоустройстве такой придомовой территории, в том числе о том, что и куда посадить, как обслуживать и эксплуатировать элементы озеленения и благоустройства, принимает ОСС большинством голосов от общего числа голосов участвующих в данном собрании собственников (пп. 2.1 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ).

Содержание общего имущества в зависимости от его состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния, геодезических и природно-климатических условий расположения дома включает в себя содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства, которые размещены на земельном участке (пп. «ж» п. 11 Правил № 491).

Перечень работ и услуг, которые проводятся в многоквартирных домах, определяется в отношении каждого дома отдельно. При этом учитывается наличие земельного участка, на котором расположен дом,

  • с элементами озеленения и благоустройства;
  • с объектами, предназначенными для обслуживания и эксплуатации дома (пп. «в» п. 3 Правил № 290).

Обслуживание зелёных насаждений на придомовом участке

За сохранность деревьев и других зелёных насаждений на придомовой территории и за надлежащий уход за ними отвечают организации по обслуживанию жилищного фонда или специализированные организации по договору. Это указано в п. 3.8.3 Правил, утверждённых постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170.

Отметим, что техническая эксплуатация жилфонда включает в себя уход за зелёными насаждениями (пп. «в» п. 1.8 Правил № 170).

В постановлении Президиума ВАС РФ от 29.09.2010 № 6464/10 по делу № А08-4962/2009-27 содержится важный вывод об осуществлении управляющими организациями всех текущих, неотложных, обязательных сезонных работ и услуг. Перечисленные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания МКД как объекта.

Управляющие организации осуществляют их в обязательном порядке, независимо от того, есть ли в договоре управления упоминание конкретных действий и принято ли по вопросу необходимости их выполнения решение ОСС.

В этих отношениях управляющие организации выступают как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности. Именно поэтому определение в договоре управления размера оплаты за содержание и текущий ремонт дома с учётом его естественного износа – их предпринимательский риск.

Из перечисленных выше норм законодательства можно сделать вывод, что содержать на придомовой территории деревья, кусты и другие зелёные насаждения обязаны организации, управляющие МКД.

Жители дома могут по своему желанию поливать кусты и обрезать мешающие им ветки деревьев или решить совместно с УО по договору передать вопрос обслуживания зелёных насаждений специализированной организации. Но если что-то случится, отвечать за это и разбираться с подрядчиками будет именно управляющая организация.

Управляющая организация должна ухаживать за зелёными насаждениями

На перечисленные выше нормы законодательства обычно ссылаются суды, когда рассматривают многочисленные дела о падении деревьев на припаркованные во дворах машины.

Так произошло и с решением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 29.03.2018 по делу № 33-4990/2018. Управляющую организацию обязали возместить истцу ущерб, причинённый машине из-за падения на неё ветки тополя.

Суд пришёл к выводу, что зелёные насаждения на прилегающей к дому территории содержались в ненадлежащем состоянии. А то, что автомобиль был припаркован прямо под деревом, а на улице дул сильный ветер, никак не влияет на дело. Ущерб машине был причинен вследствие ненадлежащего контроля управляющей компании за содержанием деревьев на обслуживаемой территории.

Отметим также, что обычно суды обязывают УО возместить материальный ущерб, в компенсации морального вреда отказывают. Такой вывод содержится, например, в решении Ленинского районного суда г. Курска от 24.08.2016. Ветка, упавшая с дерева, повредила автомобиль. Его владелец обратился с иском к управляющей компании, в котором попросил суд обязать её возместить материальный ущерб и моральный вред.

Суд не удовлетворил требования в части компенсации морального вреда. С учётом положений ст. 151 ГК РФ компенсация морального вреда предусмотрена при нарушении личных неимущественных прав и охраняемых законом интересов граждан. Требования же собственника носили материальный характер, компенсация морального вреда в данном случае не предусмотрена.

Ещё о двух подобных делах мы написали в этой статье.

В заключение

Близится лето, пройдитесь по дворам многоквартирных домов, находящихся у вас на управлении, и проверьте, в каком состоянии находятся там деревья и кустарники. Не надо ли их привести в порядок.

Это важно сделать, ведь:

  1. Управляющие домом организации отвечают за содержание деревьев и других зелёных насаждений на придомовой территории МКД.
  2. Что и куда посадить, определяют собственники на ОСС.
  3. В случае порчи имущества, возникшей из-за упавшей ветки дерева и т.п., суды решают, что УО осуществляла ненадлежащий контроль за содержанием зелёных насаждений на обслуживаемой территории.
  4. По решению суда УО должна возместить потерпевшему материальный ущерб. В назначении компенсации морального время истцам отказывают.

Услуга по выдаче порубочного билета в Подмосковье доступна в электронном виде

Мужчина пилит дерево

На региональном портале государственных и муниципальных услуг доступна услуга по выдаче порубочного билета в Подмосковье, благодаря этому время выдачи документа сократилось до 17 рабочих дней со дня регистрации заявления в органе местного самоуправления, сообщает пресс-служба Главного управления архитектуры и градостроительства Московской области.

«Предоставление услуги «Выдача разрешения на вырубку зеленых насаждений – порубочного билета на территории Московской области» осуществляется в электронном виде через региональный портал государственных и муниципальных услуг (РПГУ МО)», – говорится в сообщении.

В нем поясняется, что заявитель может обратиться за порубочным билетом из дома или офиса, что исключает необходимость очного присутствия и существенно экономит время. После подачи заявки через РПГУ МО заявитель получает уведомления о ходе рассмотрения его обращения.

«Благодаря переводу услуги в электронный вид сократилось время выдачи порубочного билета – с 30 до 17 рабочих дней со дня регистрации заявления в органе местного самоуправления. В случае необходимости проведения аварийно-восстановительных работ услуга предоставляется в течение трех рабочих дней», – рассказал начальник Главархитектуры Московской области Владислав Гордиенко, которого цитирует пресс-служба.

Также он отметил, что заявитель может обратиться за получением услуги через МФЦ, где обеспечивается бесплатный доступ к региональному порталу.

Читайте также  Как смыть жидкие обои со стен?

По данным пресс-службы, порубочный билет является специальным разрешением, которое позволяет удалять, пересаживать или производить другие правомерные действия, направленные на уничтожение зеленых насаждений общего пользования.

Услуга предоставляется при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, сетей инженерно-технического обеспечения; проведении аварийно-восстановительных работ сетей инженерно-технического обеспечения и сооружений; проведении санитарных рубок (в том числе удаления аварийных деревьев и кустарников), реконструкции зеленых насаждений и капитального ремонта (реставрации) объектов озеленения (парков, бульваров, скверов, улиц, внутридворовых территорий); проведении капитального и текущего ремонта инженерных коммуникаций; сносе (демонтаже) зданий, сооружений; размещении, установке объектов, не являющихся объектами капитального строительства; проведении инженерно-геологических изысканий; восстановлении нормативного светового режима в жилых и нежилых помещениях, затеняемых деревьями, перечисляется в материале.

В нем дополняется, что услуга по выдаче порубочного билета предоставляется физическим, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, имеющим право пользования объектом недвижимости, а также уполномоченным лицам на заключение договора на проведение строительства, реконструкции объектов капитального строительства, работ по благоустройству и иных земляных работ.

В случае вырубки зеленых насаждений, которые не относятся к санитарной рубке, к восстановлению светового режима в помещениях, к насаждениям, произрастающим в охранных зонах инженерных коммуникаций, заявителю будет выставлен счет на оплату компенсационной стоимости. Оплату можно произвести на РПГУ МО. «В настоящее время разработан проект Единой методики расчета платы за вырубку зеленых насаждений для всех муниципальных образований с целью приведения к единому стандарту расчета стоимости. Указанный документ проходит процедуры согласования, после чего будет направлен в советы депутатов муниципальных образований для рассмотрения и принятия в установленном законодательством порядке», – отметил Владислав Гордиенко.

Также взамен вырубаемых зеленых насаждений заявитель может провести мероприятия по озеленению территории в рамках компенсационного озеленения, добавляется в пресс-релизе.

Результатом предоставления услуги является разрешение на вырубку зеленых насаждений – порубочный билет или уведомление об отказе в выдаче разрешения на вырубку зеленых насаждений. Заявитель может получить результат предоставления услуги в личном кабинете РПГУ МО или в МФЦ, в этом случае специалистом МФЦ распечатывается копия электронного документа, заверяется подписью уполномоченного специалиста с проставлением печати МФЦ и выдается заявителю, заключается в сообщении.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector